Профминимум — единый универсальный набор профориентационных практик и инструментов для проведения мероприятий по профессиональной ориентации обучающихся
Уровни профминимума
Педагогам
Инструктаж
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ
Родителям
Для прохождения курсов НЕОБХОДИМО зарегистрироваться на сайте!
Направления профминимума
Урочная деятельность
В уроках общеобразовательного цикла становятся обязательными модули, посвященные значимости учебного предмета для профессиональной деятельности.
Разработаны типовые материалы для использования в работе педагогов.
Внеурочная деятельность
Курс профориентационных занятий «Россия — мои горизонты»
В рамках занятий проходят профориентационные уроки, диагностики, моделирующие профессиональные пробы и др. Темы занятий:
- Приоритетные отрасли экономики и успехи в них
- Запрос на кадры
- Стратегия экономического развития страны
- Формирование ценностных ориентиров
Практико-ориентированный модуль
Для обучающихся 6–11 классов проводятся профессиональные пробы (онлайн и очно), проектная деятельность, экскурсии и мастер-классы в организациях ВО и СПО и на предприятиях, конкурсы профориентационной направленности, и другие профориентационные мероприятия, включающие участие внешнего наставника.
Дополнительное образование
Реализация направления включает в себя выбор и посещение ознакомительных занятий в рамках дополнительного образования с учетом склонностей и образовательных потребностей школьника.
Список кружков и секций можно найти в региональном Навигаторе дополнительного образования или на сайте регионального органа исполнительной власти в сфере образования.
Профессиональное обучение
Профессиональное обучение направлено на приобретение школьниками профессиональной компетенции, в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями,
аппаратно-программными и иными профессиональными средствами.
По итогам профобучения школьник вместе с аттестатом об общем образовании может получить свидетельство о профессии рабочего, должности служащего с присвоением квалификации или разряда.
Перечень программ профессионального обучения с указанием образовательных организаций можно найти на сайте регионального органа исполнительной власти в сфере образования.
Полезные документы
Организация и проведение профориентационной работы
Узнайте больше о Профминимуме как единой модели профессиональной ориентации обучающихся 6-11 классов и успешно реализуйте современные профориентационные подходы в вашей школе.
Интересующие вопросы
(На вопрос можно кликнуть)
💬 Что такое “профминимум” и для кого он внедряется?
Единая модель профессиональной ориентации обучающихся – профминимум (профориентационный минимум) – единый универсальный минимальный набор профориентационных практик и инструментов для проведения мероприятий попрофессиональной ориентации обучающихся во всех субъектах Российской Федерации. Профминимум внедряется во всех общеобразовательных организациях Российской Федерации для всех обучающихся 6-11 классов для обеспечения единых требований к профориентации каждого отдельного школьника. Профминимум проводится по следующим направлениям (в зависимости от уровня профминимума, установленного в образовательной организации и в конкретном классе): урочная деятельность, внеурочная деятельность: курс занятий “Россия — мои горизонты”, практико-ориентированный модуль, взаимодействие с родителями, дополнительное образование, профессиональное обучение, работа в профильных предпрофессиональных классах. Школам устанавливается один из уровней реализации профминимума: базовый, основной или продвинутый. Продвинутый уровень реализуется в профильных предпрофессиональных классах.
💬 Как соотносится профминимум и проект “Билет в будущее”?
Опыт реализации проекта “Билет в будущее” (ФП “Успех каждого ребенка”) лег в основу создания профориентационного минимума, а сам проект остается идеальным инструментом для его реализации. В проекте “Билет в будущее” для обучающихся бо́льше диагностических инструментов, бо́льше профориентационных материалов. Проектом предусмотрен готовый набор мероприятий по профессиональному выбору для реализации практико-ориентированного модуля: профессиональные пробы (очные, онлайн, виртуальные). По итогам участия в проекте “Билет в будущее” школьник получает документ с результатами профориентационных мероприятий – рекомендацию по построению образовательно-профессиональной траектории.
💬 Как школе выбрать из базового, основного и продвинутого уровня профминимума?
Уровень реализации профориентационного минимума школе устанавливает региональный орган исполнительной власти (РОИВ) в зависимости от приоритетов развития и возможностей для каждой из общеобразовательных организаций. Однако школа может установить уровень профориентационного минимума в конкретном классе, не выше установленного РОИВ. Например, в школе, которая реализует продвинутый уровень профориентационного минимума, часть классов может осваивать профориентационный минимум на базовом или основном уровнях.
💬 Как школе выбрать, какие классы на каком уровне?
При выборе уровня для каждого конкретного класса школа ориентируется на свои возможности: Базовый уровень профминимума (от 40 ак . ч. / уч.г .) актуален для классов, не принимавших участие в системных профориентационных проектах. Основной уровень профминимума (от 60 ак . ч. / уч.г .) актуален, если класс принимает участие в проекте «Билет в будущее», в нем уже организована работа с применением профессиональных проб и экскурсиями к работодателям. Продвинутый уровень профминимума (от 80 ак . ч. / уч.г .) — предпрофессиональный профильный класс, в котором реализуются все форматы профориентационной работы.
💬 Кто должен вести внеурочные занятия в рамках профминимума? Все педагогические работники должны пройти курсы повышения квалификации?
Занятия могут проводиться классными руководителями, педагогами-предметниками и другими педагогическими работниками, в том числе педагогами-навигаторами проекта “Билет в будущее”. Повышение квалификации необходимо проходить ответственным сотрудникам только в том случае, если школе установлен основной или продвинутый уровень реализации профминимума. Для педагогов-навигаторов проекта «Билет в будущее» в 2023 г. доступна программа повышения квалификации, содержащая от 36 до 72 ак. ч. в зависимости от предыдущего опыта участия в проекте. Для педагогических работников, не принимающих участие в проекте «Билет в будущее», на федеральном уровне программа повышения квалификации по теме профессиональной ориентации обучающихся отсутствует. Необходимо подобрать программу самостоятельно. Рекомендуется запустить программу на региональном уровне (примерное содержание программы повышения квалификации описано в Методических рекомендациях по реализации профориентационного минимума). Если школе установлен базовый уровень реализации профминимума, достаточно пройти инструктаж, который доступен на сайте profmin.bvbinfo.ru.
💬 Как вести профминимум в формате урочной деятельности?
В рамках направления «Урочная деятельность» в профориентационном содержании уроков по предметам общеобразовательного цикла рассматривается значимость учебного предмета в профессиональной деятельности и проводится решение в рамках учебного предмета задач, характерных для профессиональных сфер, где данный предмет является значимым. Возможно проведение профориентационно значимых уроков в рамках учебного предмета «Технология» в части изучения отраслей экономики и создания материальных проектов, в т.ч. на базе учебно-производственных комплексов. Реализация профминимума в урочной деятельности не предполагает увеличение часов, т.е. проводится в рамках учебного плана. При этом для использования рекомендуются материалы и разработки, представленные в КИК «Конструктор будущего» на сайте profmin.bvbinfo.ru.